После скандального уголовного дела с арестом полковника полиции Дмитрия Захарченко в начале сентябре 2016 года, когда при обыске в его квартирах нашли драгоценности (украшения, слитки золота, дорогие часы Rolex и др) и валюту, стоимость которых в рублевом эквиваленте составила 8,5 миллиардов рублей, Следственный Комитет Российской Федерации начал масштабное расследование, в ходе которого у Захарченко и членов его семьи были обнаружены другие активы, в виде 13 квартир в элитных районах Москвы, гаражи и машиноместа на паркингах, несколько дорогих автомобилей иностранного производства. Сам арестованный полицейский заявил, что деньги ему подбросили, а квартиры и машины куплены на деньги, заработанные его сестрой и отцом.
Стоит отметить, что в процессе следствия были проведены дополнительные обыски и правоохранительным органам удалось обнаружить и изъять еще более 1 миллиарда рублей у семейства Захарченко, уже после того как сам полковник был арестован и помещен в СИЗО. Этим не ограничилось, в середине сентября 2016 года следователями были обнаружены банковские счета членов семьи Захарченко. К августу 2018 года в доход государства было обращено 8,5 млрд рублей, 2 млн евро и более 120 млн американских долларов, а также иное движимое и недвижимое имущество, которое будет в дальнейшем распродано с аукционов. Сам Дмитрий Захарченко был осужден Мосгорсудом на 12 лет и 6 месяцев и к штрафу в 117 миллионов рублей по делу о получении взятки и воспрепятствовании правосудию. В итоге все эти события вызвали огромный общественный резонанс в России и даже за её пределами, поскольку конфискованные суммы оказались колоссальными!
Семья Захарченко подала несколько жалоб в Конституционный суд Российской Федерации (что неудивительно, ведь речь шла об огромных деньгах и активах) — так заявители, в лице родителей Дмитрия Захарченко, его сестры и бывших подруг, посчитали, что к ним неправомерно применили нормы о контроле за расходами чиновников (федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года Федеральный закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 года). Близкие осужденного коррумпированного высокопоставленного полицейского заявили, что они не обязаны подтверждать законность происхождения средств, на которые приобреталось конфискованное у них движимое и недвижимое имущество. Но Конституционный суд не нашел противоречий с федеральными законами 273-ФЗ и 230-ФЗ в ситуации с конфискацией имущества по делу Захарченко. Мало того, в отказных определениях Конституционного суда по жалобам самого экс-полковника МВД Захарченко, его родных и знакомых КС определил, что № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» касается не только родственников, но и знакомых / близких, осужденного, что может быть расценено как прецедент и положительная веха в борьбе с коррупцией в России!
Несмотря на то, что Генпрокуратура не смогла представить реальных доказательств незаконного происхождения изъятых у Захарченко денежных средств, сам он доказать из законную природу происхождение не сумел. А Конституционный суд России напомнил, что такая конфискация относится к особым правовым мерам, её цели направлены на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей.
Конституционный суд уверен, что новый порядок применения такой особой меры как конфискация имущества коррупционеров и их близких позволяет «обеспечить баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника», имущество которого подверглось конфискации, так как не лишает такое лицо права в суде доказать законности происхождения средств, на которые было куплено, принадлежавшее ему имущество, подвергшееся конфискации.
Каким образом владельцы конфискованного имущества могут оспорить такую меру и доказать законность происхождения денежных средств, на которые оно было приобретено? По мнению КС РФ для этого достаточно предоставить актуальную справку из ФНС по форме 2-НДФЛ, поскольку такой документ из Федеральной налоговой службы гарантированно снимает вопросы у судов любого уровня.
Положительная реакция в обществе на арест Захарченко и конфискацию имущества у его семьи и знакомых вдохновила законотворцев и теперь обсуждается возможность распространения действия федерального закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» на более широкий круг лиц, не ограниченный членами их семьи, ведь Конституционный Суд и другие суды де-факто уже это сделали. Так, например, в начале ноября 2019 года Головинский суд Москвы взыскал в пользу государства активы более чем на 6 млрд рублей с обвиняемого во взяточничестве бывшего полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его родственников.
Отличное решение от Конституционного суда! Уверен, что жители России поддерживают его двумя руками! Безнаказанность, когда наворованное оставалось у родных, друзей или подставных лиц коррупционеров — продолжаться дольше не могла!