Предложение о введении в РФ прогрессивной системы налогообложения далеко не в первый раз поступает на рассмотрение Госдумы. Но ранее все подобные предложение отвергались. В последний раз подобный законопроект вносился на рассмотрение в Госдуму 12 октября 2017 г. Тогда свои законопроекты о прогрессивном налогообложения представили одновременно КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Госдума тогда отклонила эти законопроекты в первом чтении.
Однако, не так давно, профильный комитет Госдумы поддержал идею прогрессивной шкалы НДФЛ и таким образом законопроект № 427315-7 о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц, который был зарегистрирован в Госдуме 28 марта 2018 г. по предложению группы депутатов от партии КПРФ, был неожиданно поддержан Комитетом Госдумы по бюджету и налогам и рекомендован им к принятию. Стоит отметить, что КПРФ выступает с такой инициативой уже шестой раз, и все предыдущие обращения заканчивались отклонением еще на этапе рассмотрения в профильном комитете.
- Какой может быть шкала прогрессивного налогообложения
- Что изменится для основной массы налогоплательщиков
Таким образом, произошедшее событие можно оценивать как нестандартный вариант развития, что вызывает массу вопросов. Действительно ли законодатели готовы всерьез рассматривать вопрос прогрессивной шкалы НДФЛ и если да, то по какой причине?
Какой может быть шкала прогрессивного налогообложения
Система прогрессивного налогообложения может быть реализована разными путями, и ранее предложения от разных партий отличались достаточно сильно. В частности, экономический эффект, ожидаемый от введения предложенных поправок, различался более чем в 2 раза. В своем последнем предложении КПРФ предлагает установить различную ставку НДФЛ для лиц с разным уровнем дохода.
- Лица с уровнем дохода до 100 т.р. в год будут уплачивать НДФЛ в размере 5% от дохода;
- При уровне годового дохода от 100 001 р. до 3 миллионов руб. предлагаемая ставка налога равна 5 000 руб. плюс 13% от суммы, превышающей 100 000 руб.;
- Доходы от 3 000 001 руб. до 10 млн. руб. будут облагаться налогом в размере 382 000 руб. плюс 18% от суммы, превышающей 3 млн. руб.;
- Доходы свыше 10 000 001 руб. предлагается облагать по ставке 1 642 000 руб. плюс 25% от суммы, превышающей 10 млн. руб.
Что изменится для основной массы налогоплательщиков
На сегодняшний день по данным статистики 86% налогоплательщиков в РФ (это 58 миллионов человек) имеют годовой доход не выше 3 млн. руб. Таким образом, очевидно, что для большинства населения существующая ставка 13% не изменится. Порядок представления налоговых деклараций для них также не изменится. Изменения коснутся лишь лиц с доходом до 100 тысяч рублей в год. Этот уровень дохода даже меньше официально установленного для России минимального размера оплаты труда. Поэтому оценить количество налогоплательщиков, которые смогут воспользоваться сниженной ставкой, достаточно проблематично.
Для тех же налогоплательщиков, кто имеет доход более 3 млн. руб., а таких в нашей стране всего 484 тысячи человек, что составляет 0,72% от всего налогооблагаемого населения, предлагается прогрессивная система налогообложения. Как видим, она коснется очень немногочисленной группы населения.
Предложение о прогрессивной системе внесли не только представители КПРФ. В Госдуме находится на рассмотрение законопроект, представленный депутатами от «Справедливой России», который предлагает сохранить 13% налоговую ставку для всех налогоплательщиков, имеющих годовой доход до 24 млн. руб. Для лиц с доходом выше предлагается налоговая ставка в 18%.
На сегодняшний день законопроект прошел предварительное рассмотрение в Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам, который принял решение о том, что представленный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы. До 3 мая 2018 года установлен срок представления отзывов, предложений и замечаний в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Отзывы и замечания ожидаются от комитетов и комиссий и фракций в Госдуме, от Президента Российской Федерации, от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, от Правительства РФ, от Счетной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, свое заключение должно представить Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Решение, законопроект и материалы к нему также направлены на рассмотрение Совета Государственной Думы.